Пошаговый мастер-класс резьбы по дереву для начинающих

Меры предосторожности при выполнении работ

При резьбе по дереву всегда присутствует риск повредить руки мастера, а пальцы являются основным рабочим инструментом резчиков. Все рабочие приспособления имеют довольно заостренные края, и хватит одного неловкого движения, чтобы повредить кожный покров или даже отрезать что-то важное. Поэтому рекомендуем следовать простым правилам, которые мы сейчас расскажем:

  • Рабочая поверхность должна обладать хорошей устойчивостью. У профессионалов есть специальные верстаки для этой цели. Новички чаще всего обрабатывают заготовки за обычными столами, имеющими плохое равновесие.
  • Обрезать необходимо только в направлении от себя.
  • Освещение в комнате направляйте строго на рабочую зону. На столе нет места тени. В иной ситуации придется вырезать очень близко к заготовке, что в случае аварии может повредить не только ваши пальцы.
  • Обработанные детали должны быть закреплены специальными креплениями.
  • При заточке инструментов надевайте защитные очки. Не проверяйте остроту лезвия на пальцах после процесса заточки. Подойдет любой выброшенный кусок дерева.
  • Точность — одна из главных составляющих успешного результата. Любой инструмент должен располагаться на конкретном месте (лучше его положить в специальный органайзер или коробку). Таким образом, мастер исключает риск падения стамески или ножа на пол и, как следствие, повреждения ног. Также необходимо своевременно удалять стружку с рабочей поверхности. В противном случае есть шанс, что появится желание сделать это во время процесса. Одно неловкое движение при работе с электроинструментами может привести к катастрофе.
  • При работе с электроинструментами обращайте внимание на провода. Не позволяйте им скручиваться, потому что в таких местах легко запутаться и упасть.
  • Также не рекомендуется размещать вблизи рабочей зоны нагревательные приборы, зажигать свечи или курить.

Основы изготовления форм

В основе дизайна геометрической скульптуры лежат различные простые формы: круги, треугольники, квадраты, прямоугольники, трапеции и ромбоиды, которые дополняются прямыми и ломаными линиями. Вопреки распространенному мнению, готовые композиции лишены угловатости и строгости. Игра света и тени подчеркивает рельеф картины. Геометрическая скульптура не имеет предметов как таковых. Она передает настроение и ярко демонстрирует мастерство автора. 

Готовый продукт может поражать сложностью и тонкостью работы, а иногда придерживаться принципов лаконизма, что не влияет на его восприятие. Очень часто в основе композиции лежат традиционные русские орнаменты, которые раньше считались «оберегами» от злых сил. 

Последовательность

Рабочий процесс в технике геометрической скульптуры условно разделен на следующие этапы:

  • Подготовка. Это предполагает изготовление полуфабриката и черновую обработку его поверхности, т.е. удаление дефектов, сколов и рельефных элементов.
  • Работа над композицией с использованием ножей.
  • Заключительный этап. Окончательная обработка заготовки: шлифовка, пропитка специальными составами, покрытие лаком или краской.
  • После высыхания резную работу можно использовать по назначению.

Необходимые инструменты

  • Для работы в технике геометрической резьбы необходим минимальный набор инструментов:
  • Карандаш, компас и линейка (шаблон) для создания точного чертежа.
  • Два типа ножей: «косяк» и «перо» (разновидность богородских ножей).
  • Первый тип фрез используется для резки прямых линий, образующих угловатые геометрические формы, а второй — для «канавок» с мягкими изгибами.

Создание эскиза проекта

Мастера с «натренированной рукой» рисуют узоры прямо на заготовке, используя карандаш, транспортир и линейку. Для начинающих лучше сначала нарисовать эскиз на бумаге или использовать готовые чертежи, которые можно легко найти во всемирной паутине. Выкройки распечатываются, затем прикладываются к манекену и обводятся с помощью кальки. После того как рисунок полностью перенесен на заготовку, можно приступать к вырезанию композиции.

Вырезание деталей

Начните с мягких деталей (круги, лепестки, плавные линии). Для работы используется перочинный нож. Он зажимается в руке между ладонью и указательным пальцем. Большой палец отведен в сторону и упирается в заготовку. Это послужит опорой. Согнутый указательный палец будет действовать в качестве регулятора давления и угла наклона инструмента. От этого будет зависеть глубина «канавки». Помните, что необходимо отрезать «друг от друга». Сначала обработайте одну часть композиции (левую или правую, в зависимости от вашей направляющей руки), затем переверните манекен и продолжите вырезать другую часть рисунка.

Теперь наступает время работы с треугольными деталями. Этот инструмент держится по-другому. Он зажимается между указательным и большим пальцами, как карандаш, но на самом конце рукоятки, ближе к лезвию. “Пятка» ножа вбивается в заготовку под углом 45 градусов, но не по самому краю рисунка, а с небольшим углублением. Он должен быть сделан так, чтобы вырез имел «мягкий» край. «Канавки» с таким рельефом выглядят красивее. Края треугольников должны сходиться. По такому же алгоритму вырежьте оставшиеся детали выкройки. Отработанные куски древесины должны иметь форму пирамиды, тогда работа выполнена правильно.

В процессе резки легко проверить остроту ножа. Если стружка продолжается в виде непрерывной «ленты», это означает, что инструмент хорошо заточен. Если он крошится и отваливается кусками, это означает, что нож не подходит для резки. Даже острые инструменты необходимо периодически затачивать в процессе использования. Для этого используется кусок натуральной кожи, на который наносится небольшое количество любой полировочной пасты на основе оксида хрома.

Дробление и пропитка готового продукта

Чтобы сгладить неровные края «канавок», поверхность заготовки слегка шлифуется наждачной бумагой. Затем изделие пропитывается специальной смесью. Некоторые люди покрывают поделки лаком, но большинство художников предпочитают процесс вощения (полировки воском) или смазывания поверхности маслом. В этом случае поделка приобретает легкий, естественный блеск. Обычно используются льняное масло, масло одуванчика, масло мяты перечной и масло седьмой травы. Эти же составы отлично подходят для пропитки посуды. Плотно покройте изделие, а затем «вотрите» масло в древесину. Теперь изделие должно высохнуть. Лучше всего выложить его на улице, чтобы оно высохло на солнце. Некоторые люди помещают его возле радиатора или используют фен, чтобы ускорить процесс.

Мастер-класс по изготовлению печатных форм для тортов

Последовательность действий

Чтобы сделать напечатанную жестянку для торта, сначала нужно вырезать заготовку. Ширина и длина заготовки зависит от размера будущего торта. Можно обратиться к общепринятым нормам и измерить обычный юбилейный или кофейный бисквит, купленный в магазине. Что касается выбора древесины, то подходят лиственница, бук и дуб. Заготовка вырезается из доски с помощью электрического лобзика. Затем его закрепляют на рабочей поверхности и переносят заранее подготовленный эскиз изображения. Все детали композиции должны быть выпуклыми, соответственно, фон обрабатывать не нужно. Набор инструментов для работы меняется в зависимости от ее сложности. Чтобы облегчить резку, выберите исходное изображение, нарисованное полутонами. Тогда мастеру будет легче двигаться с глубиной пропила через элементы. Для печатных тортов часто выбирают надписи, простые пейзажи с деревьями и птицами, животных, цветочные композиции, «букеты» из колосьев.

Вырезание деталей

Плитка обычно имеет неправильную форму. Контуры изделия подчеркивают изгибы букв, поэтому заготовку придется утомить, подпиливая в некоторых местах лишние кусочки. Вы можете нарисовать буквы от руки с помощью карандаша и линейки или скачать готовые надписи из интернета. Изготовление знаков очень простое, поэтому этот вариант идеально подходит для начинающих резчиков. Для этого вам понадобятся лишь картонные ножницы и набор «Богородское Татьянка». После резьбы дощечка шлифуется и покрывается морилкой. После высыхания массы углубления дополнительно подчеркиваются вторым слоем. Банные знаки украшены облаками, дубовыми или березовыми листьями, ковшами, чашами с вениками. Для улицы используйте красивый, плавный шрифт и аккуратные завитки по контуру, потому что здесь рисунки будут неуместны. 

Вывод

Один известный скульптор однажды сказал, что композиция — это самое сложное в искусстве. Общих правил его составления не существует. Постичь алгоритм композиции и развить хороший художественный вкус можно только наблюдая за природой. Нет ничего более совершенного, чем естественное расположение элементов. Этот совет относится не только к скульпторам, архитекторам или художникам, но и к резчикам по дереву. Вначале, во время обучения, начинающие художники используют готовые чертежи, чтобы приобрести практику и навыки, необходимые для создания работ хорошего качества. Позже, однако, все пытаются осторожно вступить на поприще художника, где одного мастерства недостаточно. Требуется тонкое чувство баланса в композиции, на развитие которого уходят годы. Только научившись сочетать мастерство и художественный вкус, скульптор имеет право называть себя мастером, создающим изделия «с душой».

Оцените статью
Онлайн-журнал о ремонте и дизайне
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.