Одним из самых популярных видов декоративной отделки дома при строительстве или ремонте является вагонка. Это длинные и широкие рейки, которые плотно монтируются друг к другу при помощи боковых пазов. Вагонка бывает пластиковой или деревянной, ей можно обшивать любые поверхности. Как сделать вагонку своими руками?
Деревянная вагонка имеет ряд преимуществ перед пластиковой. Это экологически чистый материал, который благоприятно влияет на человека и обладает прекрасной звуко- и теплоизоляцией. Ее можно купить готовую в строительном магазине, но при желании, имея навыки работы с деревом, можно изготовить вагонку самостоятельно. Для этого потребуется специальный инструмент, наличие времени и терпения. Но в итоге вы сэкономите средства и получите удовлетворение от выполненной работы.
Материал и инструменты для работы
Прежде всего необходимо купить необрезные доски длиной около 3 м, ширина их должна быть около 100 мм, а толщина — не менее 20 мм. Дерево можно выбирать любой породы, главное, чтобы оно не имело механических повреждений, сучков и гнили. Подойдет для этого дуб, липа, вишня или сосна. Перед работой проверьте, чтобы деревянная вагонка была хорошо пропитана специальными антисептическими составами.
Необходимый инструмент:
- фрезерный станок или рейсмус;
- цветной карандаш;
- линейка;
- набор фрез;
- монтажный степлер;
- минеральная вата;
- саморезы по дереву;
- перфоратор;
- гвозди;
- отвес и уровень;
- гидроизоляционная пленка;
- молоток;
- монтажная пена (несильно расширяющаяся);
- деревянные планки сечением 4х5 см.
Изготовление вагонки
Когда все подготовлено, можно приступать к работе. Основную практическую часть целесообразно разбить на два этапа. Это нарезка вагонки и вырезание в ее частях шипов для соединений, а также сборка каркаса, то есть монтаж вагонки на поверхность.
Подготовка основания досок
Для начала необходимо сделать заготовки досок. Определитесь с будущим размером исходя из того, сколько понадобится материала и какого размера. Учитывая то, что никаких единых стандартов здесь нет, можно самостоятельно определять размер.
Заготовки можно делать как на станке, так и обыкновенной ножовкой — как вам будет удобнее. Очень важно, чтобы они все были одинаковыми и не имели отклонений. Если отклонения и будут, то допустимо незначительное отличие — не более 5 мм.
Затем переходим к работе с рейсмусом. Как правило, этот инструмент предназначен для получения на выходе калиброванной доски. Поэтому каждую заготовку прогоните хорошо через рейсмус, чтобы она стала одинакового калибра по своей толщине. После того как все доски будут готовы, нужно дать материалу немного полежать, чтобы он в будущем не коробился и не деформировался, затем можно приступать к дальнейшей работе.
Работа над соединениями
Теперь работа будет осуществляться за ручным фрезерным станком. Очень важно правильно сформировать все соединения — пазы и шипы. Именно они будут отвечать за надежность крепления материала к поверхности и его соединение между собой.
Сначала используем торцевую или пазовую фрезу. При этом размер пазовой должен составлять примерно 0,8 см. Формируем шипы. Длина каждого шипа должна составлять от 1,5 до 2 см. Выходить за эти рамки нежелательно, так как в противном случае соединение не будет обладать высокой надежностью.
Далее со стороны гребня необходимо сделать выборку. Для этого тоже используется пазовая фреза. Сама выборка нужна для того, чтобы в результате вагонка имела законченный и классический вид. Это не только придаст декоративности, но и большей прочности доске. При помощи все той же пазовой фрезы необходимо сформировать пазы, но уже с противоположной стороны. Они будут служить частью всего соединительного механизма.
Итак, работа над соединениями окончена. Теперь внимательно осмотрите вагонку. Бывает так, что часто на заводском материале остаются незначительные неровности. Их обычно называют фасками. Их можно легко снять, если у вас есть такого плана фреза (рис. 1). Работать с ней несложно, дефекты убираются достаточно качественно и быстро.
Монтаж вагонки на поверхность стены
К работе деревянная вагонка подготовлена. Теперь необходимо осуществить ее монтаж на стену. Для этого изготавливается каркас, затем производится утепление, а уже после этого доски крепятся к поверхности. Такая поэтапная работа обеспечивает хороший результат.
Крепление каркаса
Сначала работаем с каркасом. При помощи рулетки и карандаша произведите разметку, проверьте несколько раз правильность линий, а затем закрепите к стене монтажные скобы. Крепить их необходимо примерно на одинаковом расстоянии. Чтобы соединение было достаточно надежным, скобы лучше фиксировать на анкерные саморезы.
После этого все скобы нужно согнуть так, чтобы образовались пазы, в которые будут вставляться деревянные бруски. Обычно загибание лучше делать внутрь. После вставки брусков следует их дополнительно зафиксировать саморезами по дереву, после чего окончательно загнуть все лишние концы скоб. Таким способом нужно закрепить все горизонтальные части каркаса.
После завершения работаем над оставшимися вертикальными планками. Сначала при помощи отвеса измеряется ровность будущих линий и делаются соответствующие пометки. Потом пометки соединяются карандашом при помощи рулетки, после чего производится крепление аналогичным методом. Обратите внимание, что расстояние как между горизонтальными, так и между вертикальными планками должно составлять около 50 см.
Особое внимание нужно уделить лишним скобам и монтажу каркаса в месте нестандартных оконных проемов и арок. Лишние части скоб, если они довольно большие, не рекомендуется крепить сверху бруса. Лучше их обрезать. А для отделки закругленных окон и арок лучше каркас сначала изготовить отдельно, а уже потом крепить на стену. Этот процесс немного сложнее, поэтому рекомендуется даже обращаться за помощью к специалистам, если вы не имеете особенных навыков.
Утепление каркаса и крепление листов вагонки
После этого можно переходить к следующему шагу — утеплению каркаса. Использовать для этого лучше всего такой стандартный материал, как минеральная вата. Рекомендуется использовать рулонную, так как вы сможете вырезать подходящие листы.
Крепится вата путем обычного укладывания между стойками каркаса с фиксацией клеем или скобами по краям. Особое внимание уделяйте заделыванию щелей между ее листами. Лучше это делать обычной монтажной пеной, которая несильно расширяется.
При утеплении не стоит забывать о гидроизоляции стены. Это касается абсолютно всех помещений независимо от уровня влажности. Лучше использовать обыкновенную гидроизоляционную пленку, которую нужно натянуть на уже утепленный каркас и закрепить на деревянные брусья монтажными скобами.
Теперь остается основное, но в то же время самое несложное и быстрое дело — монтаж листов вагонки на каркас. Если делать все не спеша, то работа пройдет очень быстро, а качество окажется высоким. Для крепления понадобится немного: обычные гвозди и молоток.
Итак, возьмите один лист вагонки, приложите его к краю стены и вбейте в его паз под углом гвоздь сверху. Так постепенно к самому низу нужно вбивать гвозди, соблюдая между ними одинаковые расстояния — примерно в 15-20 см. Вбивать гвозди нужно так, чтобы их не было видно за пазом. Головку рекомендуется утапливать, чтобы она не мешала соединению.
Во время крепления планок постоянно проверяйте все строительным уровнем.
Если все будет сделано ровно, то проблем с последующими креплениями возникать не будет. Рядом устанавливаемые листы вагонки должны быть прочно друг к другу прижаты — шип в паз.
Все это не требует навыков строителя, поэтому можно экспериментировать и не бояться за результат. Главное — неспешность и внимательность. Тогда получится красивая и надежная отделка, которая не требует дальнейшей обработки.